Мгновения Италии

           Что вспоминаете Вы, услышав слово «Италия»? Древний Рим, Ромула и Рема, Данте, Рафаэля, Микеланджело? Иные, хоть сколько-нибудь близкие к искусству или изучению истории люди, могут продолжать этот ряд почти бесконечно. А для других Италия — это страна макарон, футбола, темпераментных мужчин и страстных женщин. Кто же прав? Италия такова, какой Вы захотите её увидеть. И в тоже время она такая, какой позволит Вам увидеть себя. Итальянцы, рассказывая о своей стране, с гордостью говорят: «Когда Господь создал земли и раздал их народам, Италию он оставил для себя». И это действительно так. Какая бы страна не царила безраздельно в Вашем сердце, для Италии в нём всё равно отыщется свободный уголок. Она прекрасна, как прекрасно солнце, море, тепло, плодородие. Как прекрасна, наконец, сама Жизнь. Разумеется, невозможно узнать страну, проведя в ней всего несколько дней. Да я, право, на это и не претендую. Но, чтобы почувствовать её прелесть, проникнуться глубокой нежностью к ней, этого вполне достаточно. Поэтому мои записки — это не путевой дневник и не историческая справка. Это всего лишь несколько мгновений воспоминания об очаровании волшебной страны — Италии.
            Венеция... Когда-то давным-давно правитель Венецианской республики — дож — ежегодно совершал обряд венчания Венеции с морем, бросая в воды лагуны золотое кольцо. И сейчас Венеция— это, прежде всего, Адриатическое море. Зелёное или бирюзовое, ласковое и коварное, дающее жизнь и неумолимо приносящее смерть… Город, построенный на крошечном островке, посреди бескрайнего морского простора, обязанный своим возникновением пиратам и торговцам, каждый год на два сантиметра опускается в пучину. Каждую осень ужасные штормы и наводнения стремятся выровнять морскую гладь. Сотни свай, вбитых в дно, поддерживают Венецию, пытаясь спасти её от жестокой участи. Но природа неумолима! Когда-нибудь Адриатическое море примет и эту жертву. Пока же, особенно в летнюю пору или во время ежегодного Карнавала, Венеция всё так же упоительно безмятежна и празднична, как и сотни лет назад. Бегут по водам лагуны десятки небольших катеров, соединяя остров с материком. Скользят по узким каналам, изящные гондолы, ведомые искусными гондольерами. Кружат над площадью Сан Марко стаи голубей, выпрашивая корм у туристов. Отдыхают в полуденный зной под узорчатой аркадой дворца Дожей пожилые итальянцы. Спешат на мессу в многочисленные церкви набожные горожанки в непременных чёрных платках. Красуются в витринах магазинов расписанные вручную, дивные карнавальные маски. Переливается в солнечных лучах разноцветное Муранское стекло. И только стены домов, облупившиеся от постоянной сырости, да оконные ставни, плотно закрытые в опустевших квартирах, напоминают о том, что город медленно умирает.
            Падуя… Маленький городок недалеко от побережья Адриатического моря. Когда-то он был частью Венецианской республики. Сердце города — собор Святого Антония Падуанского. Антоний — один из наиболее любимых и почитаемых святых католического мира. Его считают покровителем детей. Поэтому в паломничество к могиле Антония до сих пор устремляются тысячи молящихся. Величественные своды собора, сотни свечей, живые цветы у алтаря — всё это настраивает верующих на какой-то особый молитвенный лад, на детское ожидание возможного чуда. Во внутреннем дворе собора — гигантская магнолия. По преданию, этому дереву более пятисот лет, и оно помнит самого Святого Антония, отдыхавшего в тени его ветвей. На площади перед собором и на прилегающих к нему улочках десятки продавцов предлагают туристам и паломникам статуэтки и открытки, изображающие Святого. И вряд ли кто-то из людей, побывавших в Падуе, откажет себе в удовольствии увезти с собой хотя бы частичку её светлого чуда.
                Тоскана… Тот, кто не бывал в Тоскане, не видел настоящей Италии. Именно в этой части страны небо кажется особенно бездонно-синим, зелень — празднично-яркой, а жители — гордыми и приветливыми одновременно. Ни с чем не сравнимое чувство охватывает путешественников, когда автобус на огромной скорости мчится по извилистой горной дороге, пересекающей Апеннины. Тоннели в горах сменяются открытыми участками, и тогда взгляд поражённо выхватывает картины, очарование которых не поддаётся описанию. Вдруг, словно из ниоткуда, на вершине горы возникает устремлённая ввысь церквушка. Где-то далеко внизу, на дне ущелья, лениво скользит по камням лента почти пересохшей от жары реки. В долине, раскрывающейся, словно лепестки цветка, дремлет маленький городок. Может быть это древняя Пистойя? Или Винчи — родина Великого Леонардо? Или Пиза, в которой уже без малого восемьсот лет радует глаз любопытных туристов знаменитая Падающая Башня? Не знаю… Автобус мчится мимо к самому сердцу Тосканы — Флоренции.
             Флоренция… Флоренция — это лучшая жемчужина в драгоценном ожерелье Италии. Нигде больше Вы не найдёте столько прекрасных произведений искусства эпохи Высокого Возрождения. И нигде они не будут так гармонично вписываться в партитуру города. Копия Давида работы Микеланджело охраняет покой площади Синьории. В галерее Уффици чарует взоры ценителей живописи «Рождение Венеры» Боттичелли. Возносится в небо овеществлённой молитвой кафедральный собор Санта Мария дель Фьори. А под сводами церкви Санта Кроче спят вечным сном Микеланджело Буонарротти, Никколо Макиавелли, Михаил Огинский. Пустует лишь усыпальница великого Данте. Его прах до сих пор покоится в Равене, в соответствии с желанием самого поэта. А на улицах и площадях кипит людской поток. Любуются обманчиво-медленным течением Арно с Понте Веккио толпы туристов, раздражая флорентийцев, живущих в крохотных домишках на этом самом старом городском мосту. В 1966 году Арно вышел из берегов и поднялся на 6 метров над парапетом набережной. Полгорода оказалось под водой. До сих пор в некоторых церквях можно видеть следы её разрушительного действия. Но сейчас лето, и Арно дремлет, радуя любителей пейзажной фотосъёмки. Ничуть не меньшая толпа клубится на Старом рынке. Знатоки знаменитой флорентийской кожи выбирают себе ремни, перчатки, сумочки на память о Флоренции. Другие же устремляются к бронзовому поросёнку. Умывая ему пятачок и вкладывая в пасть традиционную мелкую монетку, каждый пытается уговорить Судьбу: «Ну, пожалуйста, хотя бы ещё раз дай мне увидеть Италию!»
                 Рим… Вечный город… Не одно тысячелетие помнят выбеленные ветром и солнцем камни Императорских Форумов. Обломки колонн, величественные руины храмов и арок, мраморные плиты — всё дышит вековым покоем. Ни войны, ни катастрофы, сотрясающие планету, ни тем более толпы любопытствующих туристов не в силах возмутить этот древний сон. Только юркие ящерицы да самолюбивые римские кошки скользят по развалинам, греясь на тёплой поверхности камней и не признавая за ними никакой исторической ценности. Громада Колизея кажется сейчас совсем мирной: кровь первых христиан и отважных гладиаторов уже давно впиталась в песок арены и не требует отмщения. В июле в столице Италии властвует удушающая жара. Город словно легчайшим покрывалом окутан туманным маревом. Тени почти нет. Прохладу можно обрести только под сводами церквей или у многочисленных фонтанов. Немного облегчает страдания то, что из любого фонтана можно пить, не опасаясь за своё здоровье, поскольку вода поступает из артезианских скважин под городом. На Капитолийском холме лукавые гиды учат наивных туристов пить воду «как настоящие римляне, не склоняя головы». Но, увы, приезжие — не потомки гордых латинян, и поэтому уходят от источника, не утолив жажду. Зато какое-то время никого не мучает жара: все изрядно вымокли, пытаясь подражать хозяевам города.
            Зной исчезает ближе к ночи. Темнеет. Бархатное южное небо усыпают звёзды. Оживают улицы и кафе. Толпы туристов спешат полюбоваться красотой вечернего Рима. Кто-то отправляется на площадь Испании к церкви Тринита дей Монти (Троицы-на-горе). Отсюда, с вершины гигантской лестницы, Вечный город открывается восхищённому взору в мириаде блистающих искр. Кто-то спешит на набережную Тибра, под сень замка Сен Анджело, насладиться вечерним концертом и полюбоваться оригинальной подсветкой мостов. Есть и те, кто надолго замирает, поражённый очарованием бирюзовых струй величественного фонтана Треви. Здесь, у копыт морских коней из колесницы бога Океана, обручаются с Италией, бросая в воду монетки, влюбившиеся в неё путешественники. К двум часам ночи улицы постепенно пустеют, и место любопытствующих туристов занимают орды мотоциклистов. С оглушительным рёвом проносятся они по Пьяцца Навона, тревожат гудками дремоту Пантеона всех богов. Только на территории Ватикана царит тишина: никто не осмеливается потревожить сон наместника Бога на земле, главы католического мира — Папы Римского. И в этом торжественном безмолвии возносит над столицей свою гордую главу собор Святого Петра, возведённый талантом и верой Браманте и Рафаэля, Антонио Сангалло и Микеланджело. Сейчас он пустует, но утром снова тысячи паломников из разных уголков мира понесут сюда грехи и раскаянье, сомнения и надежду. Их разноязыкий говор вновь разбудит Рим, и он встретит новый день счастливой улыбкой, обращённой к Христу и Мадонне, как происходило это на протяжении многих и многих веков.

.... Пожалуй, на этом пора поставить точку. Но заканчиваются лишь заметки. Сама же Италия в моих воспоминаниях бесконечна. Поэтому я осмелюсь поставить в конце своего повествования многоточие, и, кто знает, может быть, именно оно поманит Вас за собой в дорогу по городам гостеприимной Италии…

          

Комментариев нет:

Отправить комментарий