Австрия - Германия

22.08.10    (21.45.)
Поезд Брест – Санкт-Петербург. Так иногда бывает. Берешь в дорогу какую-нибудь глупенькую книжку в надежде провести время за легким чтением, а она оказывается чересчур «глупенькой». И читать уже не хочется, хочется писать…
Поезд обратно. Не домой, не в Петербург, а обратно. Почему так? Право слово, не знаю. Есть все: любимые, друзья, дети, работа, дом…  А возвращаться безумно тяжело. Почти больно. Странно? Да. Глупо? Наверное. Но именно так, и никак иначе.
На бумагу ложатся первые строчки, первые, пока еще смутные, впечатления. Ведь Дорога ещё не закончилась. И тем не менее…
Польша. День транзита. Ухоженные домики, дворики и садики. Много цветов. И совсем нет в них качелей, песочниц или других признаков пребывания детей. Не принято или?.. Аисты гуляют по скошенным полям… Дорога километр за километром ложится под колеса автобуса.
Прага. Уютная и уже знакомая. Вчера здесь бушевала гроза, шел град размером с перепелиное яйцо. Сегодня уже солнечно и спокойно. Здесь хочется пожить, побродить по виноградникам Вышеграда или Градчан, посидеть на берегу Влтавы. Попить, в конце концов, чешского пива. Хотя, признаться, я не люблю никакое. И сходить, наконец, в церковь Девы Марии на Тыне, и подняться на телебашню, и зайти в музей Кафки, а потом заглянуть в Йозефов квартал. В общем, в Прагу нужно вернуться, осталось только выбрать время и вырваться из цепких лап повседневности.
Мюнхен. Город «не сложился». Чудесный экскурсовод, красивые церкви, впечатляющая Мариен-плац,  интересная история, а образа города нет. Не помог даже подъем на смотровую площадку на церкви Святого Петра. Город у ног. Панорама прекрасная. И никак. Совсем. Из оставшихся в памяти образов: «чумной дракон» на ратуше (Мюнхен пережил огромное количество эпидемий чумы: грунтовые воды соприкасались с кладбищенскими захоронениями, и город долгое время пил мертвую воду); регент Луитпольд, задвинутый в кусты вместе с питьевым фонтаном (а говорят, что его любили: после «сказочного» короля Людвига Второго он был успокаивающе нормален); факел на Площади Жертв национализма, где когда-то располагалось Гестапо. Пожалуй и все… И не хватает вида воды: в реке, в фонтанах. Непривычно.
Альпы. Поросшие лесом, курящиеся облаками. Настоящие. Только теперь я начинаю понимать «заболевших» горами. Высота всего полторы тысячи метров, а у твоих ног весь мир: леса, озера, горы. Люди кажутся совсем маленькими, и бесконечно ничтожны любые проблемы на фоне этой завораживающей красоты. После поездки в Мон Сен-Мишель, я думала, что мое сердце навсегда  осталось у стен этого аббатства. В Альпах я поняла, что это не так.
Баварские замки. О них можно говорить часами. О красоте, изяществе, благородстве линий Нойшванштайн и Хоэншвангау. О роскоши залов и изяществе парковых аллей Линдерхофа. О зеркальных водах Лебединого озера – Альпензее. И о так и не сбывшейся сказке Людвига Второго. Безграничное одиночество и вечная попытка создать свой мир, который станет родным и не доставит боли. Попытка заменить реальность воплощенной в камне мечтой. И невозможность этого достичь. Грустно.
 

         Обераммергау. Деревня резчиков по дереву и представляемых Мистерий. Уголок из сказки Перро или братьев Гримм. Место, где люди создают радостную сказку своими руками. Деревянная фигурка Святого Антония в одном из магазинчиков притягивает взгляд и теплеет в руках. И уже не возможно отказать себе в удовольствии сделать это маленькое чудо своим…  Над деревней возвышается огромная скала, увенчанная крестом. Из любого места виден купол церкви.  Каково это, жить под сенью креста, слышать каждый день звон колокола, призывающего к молитве, и видеть из окна горы?..
В Зальцбурге два «бренда»: Моцарт и соль. Но Моцарт захватывает первенство. Его изображение встречает вас на каждом шагу: конфеты, зонты, духи, футболки, кафе и, естественно, дом-музей. Безусловно, после посещения Зальцбурга все знают, кто такой Моцарт. А вот смогут ли все, без исключения, гости города перечислить хотя бы пять произведений великого музыканта?.. Впрочем, это разговор из разряда «В Австрии кенгуру нет». J Впрочем, ни «засилье» моцартианских сувениров, ни толпы туристов не делают Зальцбург менее привлекательным и лёгким. Парящая над городом крепость, купола церквей и розы в саду Мирабель создают  неповторимо прекрасный облик города. В него хочется вернуться еще раз.
Если вам скажут, что Вена пахнет кофе, не верьте. Вена пахнет лошадьми. И отнюдь не белоснежными красавцами Испанской Императорской школы верховой езды. А усталыми лошадками, которые на тридцатиградусной жаре катают по городу туристов…  Вена выстроена в моей любимой цветовой гамме: белый и слегка песчаный – дома, зелёный – парки. Ажурная «чумная колонна» (почти оксюморонное сочетание, не правда ли?). Конный Евгений Савойский на двух точках опоры.   В общедоступном саду, за Резиденцией, посреди пруда – «младший брат» петродворцового Самсона. Не золотой, зато очень уместный. Сюда, пожалуй, надо приехать еще раз и просто, не торопясь, погулять по городу. Выпить кофе, съесть Заххер-торт и проникнуться красотой не только Шенбруна, но и всего города в целом.
Краков. Ну, в Польшу-то точно пора ехать отдельно! Галоп по Кракову не дает ни малейшего представления о городе и оставляет смутное ощущение того, что что-то важное прошло мимо. Да, Вавель. Да, Мариацкий трубач. Да, монастырь Клариссок. Но дух города ускользает! Ладно. Когда-нибудь…
Вячеслав Гвоздев. Наш сопровождающий от фирмы «Петротур-сервис». Такой же подарок Дороги, как и увиденные нами города. Спокойный, интеллигентный, умный, обаятельный, обладающий замечательным чувством юмора. С первых минут поездки без труда «взявший» группу. Никогда еще я не видела, чтобы сопровождающий ТАК «нянчился» со своей группой. И при этом делал это столь ненавязчиво и деликатно, что его забота никого не напрягала. Благодаря  ему и нашему великолепному польскому экипажу, Томеку и Яреку, поездка была максимально комфортной и удобной. Низкий им поклон.
Дорога обратно. На верхней полке плацкартного вагона не место и не время думать о смысле жизни и переживать очередной «кризис личности». Но, похоже, именно это сейчас и происходит. Что со мной не так, если Дорога в последнее время заменяет мне все? Нет, я каждый день и час помню о тех, кто остался в начале пути, и тревога за них все время живет где-то рядом. Но, в то же время, пусть не на долго, но Дороги наши разошлись, а мир не рухнул. Какая глупая и эгоистичная мысль! Но… Есть ли куда и зачем возвращаться? Или вернуться теперь я могу только в Прагу или Париж, Нойшванштайн или Мон Сен-Мишель, в Альпы или на берег Женевского озера, собирая себя заново из осколков, рассыпавшихся по дорогам Европы? Странно? Да. Глупо? Возможно. Но это именно так. Во всяком случае, пока.

26.08.10      23.18
P.S. Бесконечное "перелистывание" фотографий замков, просмотр фильмов о Людвиге Баварском, "монтаж" ролика - все это имело весьма неожиданный эффект. У Мюнхена, как мне казалось совсем недавно, "прошедшего мимо", внезапно появился "облик": белое и золотое. Цвета внутренней отделки церкви иезуитов, где покоится тело "сказочного короля". Может быть, теперь это путешествие наконец завершилось?..